Концепция благоустройства 

площади перед Анненкирхе

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Кирочная 8В

Команда: Екатерина новикова, Иван сорокин

Стадия: концепция

где это?

Анненкирхе располагается между Кирочной

и Фурштатской улицами, и выходит на них двумя торцевыми фасадами. Так как здание стоит чуть в глубине, перед каждым фасадом образуется мини-площадь. Со стороны Фурштатской поменьше, со стороны Кирочной побольше. С двух других, боковых, сторон церковь окружена зданиями небезызвестного лицея №239.

 

Вход в церковь сейчас расположен со стороны Кирочной, и именно над этой "площадью" нам предложили поработать.

Анализ ситуации

Прежде чем хоть что-то проектировать, особенно по части урбанистики, всегда надо провести анализ. Настолько подробный

и детальный, насколько позволяет время

и ресурсы. У нас из этого было всего две недели и два человека в запасе.

Во-первых, конечно же, мы просто поехали

и осмотрели на месте что там и как. 

По фотографиям хорошо видно, что это не двор, не улица, а именно площадь перед церковью, как в старых европейских городах. Причем, соразмерная всей композиции построек и образующая гармоничный ансамбль с церковью. Фанстатика просто!

А для Питера так еще и большая редкость.

 

С улицы площадь отгорожена декоративным красивым забором, образующим три входа: два боковых и один (он же — въезд) центральный.

 

Внутри есть кусочки зелени, несколько магазинов, вентиляционная шахта, вход в бар, одна скамейка возле него же, несколько вазонов с цветами, въезд во двор и некоторое количество машин.

Мы проанализировали, как же это место используется сейчас. Для этого — сфотографировали все с квадрокоптера

и прикинули "на глаз".

 

Как легко заметить, сейчас большая часть площади задействована просто в качестве парковки для машин, озеленения и транзита людей.

Людей здесь действительно много. Ежедневно здесь проходят школьники лицея, их родители, владельцы и посетили бизнеса, жители соседних домов, а также просто жители города, срезающие путь между двумя параллельными улицами.

Более того, по вечерам, когда в Анненкирхе проводятся мероприятия, людей становится еще больше, и все они как раз толпятся здесь.

В общем, мы все это посчитали.

Мы приходили днем и по вечерам, чтобы сделать несколько репрезентативных выборок, и считали людей, проходящих через два входа: центральный и тот боковой, который ближе

к метро.

В среднем получилось так: абсолютный минимум людей, которые проходили через два входа — 400 чел./час (будни, день). Абсолютный максимум — 908 чел./час (выходные, вечер). При этом общее число машин, которые стояли на площади, было

в среднем от 12 до 14.

При том, что конфликт интересов был на лицо с самого начала, мы сами не ожидали таких цифр. Выходит, что ради удобства всего

12 человек остальные 908 вынуждены испытывать дискомфорт. Протискиваться через машины, пачкаться об них, обходить их, и быть все время начеку, так как в любой момент любая машина может поехать.

 

В общем, для 908 человек это не то место города, где можно было бы расслабиться и уж тем более получать удовольствие.

Это просто парковка.

 

 

Такое распределение городской территории — весьма некорректно. Особенно это некорректно в данном случае. Дело в том,

что у жильцов соседнего дома есть своя парковка во дворе. Плюс, парковаться можно на всех улицах в округе. И бесплатно! Так что для этих 12 машин не так уж и сложно найти парковку. Вместо этого территорию, с точки зрения города, гораздо правильней отдать людям. Почему?

 

Все дело в том, что качество городской жизни определяется во многом по тому, насколько комфортно и приятно в городе обычным людям. То есть — пешеходам. Людям не внутри автомобилей. Если людям комфортно и приятно в городе, они начинают его любить

и заботится о нем. Другие — начинают хотеть в него приехать. Открываются бизнесы, появляются возможности, развивается экономика

и т.д. А чтоб люди любили и ценили город, им мало дорог для авто и парковок — нужны комфортное и безопасное движение по городу,

а также приятные и уютные местечки, со своим собственным колоритом и запоминающийся атмосферой. Часто, и во многом, эту роль как раз и выполняют "малые городские площади", "карманные парки" и прочие подобные места. Можно даже обобщить и сказать, что чем больше благоустроенных приятных пространств такого масштаба, тем человечнее и дружелюбнее город.

Поэтому, можно сказать волевым решением, мы решили убрать парковку с этой территории, оставив лишь только проезд

во двор дома и одно место для разгрузки возле магазина мебели, а все остальное отдать людям.

 

Но что люди будут делать на это месте? И кто? Сейчас-то они только бегают мимо. Как

и в маркетинге на этом этапе анализируются целевые аудитории и их потребности.

Да, у любого"места" как и у продукта тоже есть свои потребители. И в данном случае

их даже довольно много.

 

Некоторые из этих потребностей противоречат друг другу. Например, игровые места школьников, которые обычно бывают довольно шумные, и желание тишины и покоя у всех остальных. Но многие потребности пересекаются.

В итоге

Мы выбрали те потребности, которые сходны у большинства или не противоречат друг другу и, взяв за основу схему транзитных путей (чтобы ни в коем случае не помешать транзиту), добавили на площадь уюта.

 

 

Мы убрали машины, оставив только проезд. Остальное пространство покрыв резиновой крошкой. Мало того, что это поможет зонировать пространство, так еще и избавит

от луж и уменьшит общий шум площади.

Большинство карманных парков и площадей (карманные они потому, что как у кармана, только одна сторона открыта) строятся

на простой, но чертовски рабочей схеме

"еда + посидеть". В этом случае она также взята за основу.

Основным правилом, которым мы руководствовались было "убрать негативные факторы, оставить все позитивные, плюс добавить уюта и уникальности".

Так, например, появились часы для встреч,

а также хорошее освещение, чтобы пространство было безопаснее по ночам.

Обычно карманные парки представляют собой оазис зелени в шумном городе, где можно

с комфортом уединиться или поесть. Это было бы здорово и для данной площади. Однако, нашей целью было предложить улучшения,

не требующие капитального переустройства

и земляных работ. Поэтому озеленение добавилось, но только в кадках.

На этом все!

Спасибо, если дочитали до конца. Надеемся, что этот проект вам понравился.