Концепция благоустройства
площади перед Анненкирхе
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Кирочная 8В
Команда: Екатерина новикова, Иван сорокин
Стадия: концепция
где это?
Анненкирхе располагается между Кирочной
и Фурштатской улицами, и выходит на них двумя торцевыми фасадами. Так как здание стоит чуть в глубине, перед каждым фасадом образуется мини-площадь. Со стороны Фурштатской поменьше, со стороны Кирочной побольше. С двух других, боковых, сторон церковь окружена зданиями небезызвестного лицея №239.
Вход в церковь сейчас расположен со стороны Кирочной, и именно над этой "площадью" нам предложили поработать.
Анализ ситуации
Прежде чем хоть что-то проектировать, особенно по части урбанистики, всегда надо провести анализ. Настолько подробный
и детальный, насколько позволяет время
и ресурсы. У нас из этого было всего две недели и два человека в запасе.
Во-первых, конечно же, мы просто поехали
и осмотрели на месте что там и как.
По фотографиям хорошо видно, что это не двор, не улица, а именно площадь перед церковью, как в старых европейских городах. Причем, соразмерная всей композиции построек и образующая гармоничный ансамбль с церковью. Фанстатика просто!
А для Питера так еще и большая редкость.
С улицы площадь отгорожена декоративным красивым забором, образующим три входа: два боковых и один (он же — въезд) центральный.
Внутри есть кусочки зелени, несколько магазинов, вентиляционная шахта, вход в бар, одна скамейка возле него же, несколько вазонов с цветами, въезд во двор и некоторое количество машин.
Мы проанализировали, как же это место используется сейчас. Для этого — сфотографировали все с квадрокоптера
и прикинули "на глаз".
Как легко заметить, сейчас большая часть площади задействована просто в качестве парковки для машин, озеленения и транзита людей.
Людей здесь действительно много. Ежедневно здесь проходят школьники лицея, их родители, владельцы и посетили бизнеса, жители соседних домов, а также просто жители города, срезающие путь между двумя параллельными улицами.
Более того, по вечерам, когда в Анненкирхе проводятся мероприятия, людей становится еще больше, и все они как раз толпятся здесь.
В общем, мы все это посчитали.
Мы приходили днем и по вечерам, чтобы сделать несколько репрезентативных выборок, и считали людей, проходящих через два входа: центральный и тот боковой, который ближе
к метро.
В среднем получилось так: абсолютный минимум людей, которые проходили через два входа — 400 чел./час (будни, день). Абсолютный максимум — 908 чел./час (выходные, вечер). При этом общее число машин, которые стояли на площади, было
в среднем от 12 до 14.
При том, что конфликт интересов был на лицо с самого начала, мы сами не ожидали таких цифр. Выходит, что ради удобства всего
12 человек остальные 908 вынуждены испытывать дискомфорт. Протискиваться через машины, пачкаться об них, обходить их, и быть все время начеку, так как в любой момент любая машина может поехать.
В общем, для 908 человек это не то место города, где можно было бы расслабиться и уж тем более получать удовольствие.
Это просто парковка.
Такое распределение городской территории — весьма некорректно. Особенно это некорректно в данном случае. Дело в том,
что у жильцов соседнего дома есть своя парковка во дворе. Плюс, парковаться можно на всех улицах в округе. И бесплатно! Так что для этих 12 машин не так уж и сложно найти парковку. Вместо этого территорию, с точки зрения города, гораздо правильней отдать людям. Почему?
Все дело в том, что качество городской жизни определяется во многом по тому, насколько комфортно и приятно в городе обычным людям. То есть — пешеходам. Людям не внутри автомобилей. Если людям комфортно и приятно в городе, они начинают его любить
и заботится о нем. Другие — начинают хотеть в него приехать. Открываются бизнесы, появляются возможности, развивается экономика
и т.д. А чтоб люди любили и ценили город, им мало дорог для авто и парковок — нужны комфортное и безопасное движение по городу,
а также приятные и уютные местечки, со своим собственным колоритом и запоминающийся атмосферой. Часто, и во многом, эту роль как раз и выполняют "малые городские площади", "карманные парки" и прочие подобные места. Можно даже обобщить и сказать, что чем больше благоустроенных приятных пространств такого масштаба, тем человечнее и дружелюбнее город.
Поэтому, можно сказать волевым решением, мы решили убрать парковку с этой территории, оставив лишь только проезд
во двор дома и одно место для разгрузки возле магазина мебели, а все остальное отдать людям.
Но что люди будут делать на это месте? И кто? Сейчас-то они только бегают мимо. Как
и в маркетинге на этом этапе анализируются целевые аудитории и их потребности.
Да, у любого"места" как и у продукта тоже есть свои потребители. И в данном случае
их даже довольно много.
Некоторые из этих потребностей противоречат друг другу. Например, игровые места школьников, которые обычно бывают довольно шумные, и желание тишины и покоя у всех остальных. Но многие потребности пересекаются.
Обычно карманные парки представляют собой оазис зелени в шумном городе, где можно
с комфортом уединиться или поесть. Это было бы здорово и для данной площади. Однако, нашей целью было предложить улучшения,
не требующие капитального переустройства
и земляных работ. Поэтому озеленение добавилось, но только в кадках.